Занятия по информационной культуре младших школьников


Занятие 4
Тема: Понятие об информационном запросе.
Выбор книг в библиотеке. Библиографический поиск.

Цели занятия:

Знакомство со способами ориентировки в «море книг», с правилами формулирования информационного запроса библиотекарю;  коррекция знаний о правилах заполнения каталожной карточки.

С собой на урок: учебник по чтению, читательский дневник, ручку, карандаш, полоску картона (закладку) длиной не менее 20 см.
У библиотекаря - заготовки картонных бланков, фломастеры - для изготовления по ходу уроков закладок в специальный фонд

1.Размещение детей. 

2.Ваш помощник и гид - библиотекарь.

Выступление библиотекаря  см слайды 1-10

Цель беседы: концентрация внимания детей на ПОТРЕБНОСТЬ человека, имеющего доступ к большому количеству книг, в знании способов ориентирования в «море книг».

3. Экскурсия в «святая святых» библиотеки - к стеллажам (15 мин.)
ПОРЯДОК проведения экскурсии
Инструктаж перед началом движения по книгохранилищу.

- Сейчас мы разделимся на 2 группы. Девочки пойдут в кни¬гохранилище с библиотекарем, мальчики –с учителем. Идти будем бесшумно, осторожно. Мы посмотрим, где «живут» книги, пока мы их не взяли почитать. Тем временем вы должны выполнить 2 задания:
■    первое - увидеть стеллажи с алфавитным расположением книг (по фамилиям авторов), достать одну книжку со стеллажа, просмотреть ее, и если она вам покажется интересной, если вам хотелось бы ее впоследствии почитать - постарайтесь запомнить фамилию автора и название книги;
■    второе - увидеть стеллажи с тематическим расположением книг; здесь тоже можно посмотреть книги, но главное - заметить, на какие группы разделены книги в библиотеке.
А теперь покажите мне свои закладки. Зачем они нам? Объясняю. Чтобы не нарушить порядок в библиотеке, мы точно должны помнить, с какого места мы взяли книжку, чтобы
ее  посмотреть.  Поэтому, если вы будете снимать книжку со стеллажа, вы ОБЯЗАНЫ на место книжки положить закладку (ПОКАЗАТЬ, как это сделать). Когда посмотрите книгу, ее надо поста¬вить на место закладки, а закладку опять взять с собой.
.
1)2-3-минутная беседа у порога в зал стеллажей (при идеальной дисциплине). В руках у детей закладки (картонные полоски).
-Затаив дыхание, мы приближаемся к самому главному месту библиотеки, ее «святая святых» - книгохранилищу. Книги расположены на стеллажах и ждут своих читателей.
Представьте себе, что вы библиотекарь. Вам надо найти книгу, которую попросил у вас читатель.
 Как это сделать быстро? Ответы учеников. Совершенно верно.  Все было бы очень непросто, и даже невозможно, если бы книги были поставлены в беспорядке. Но ПОРЯДОК ЗДЕСЬ СУЩЕСТВУЕТ!!!
Во-первых, если мы знаем фамилию автора (того, кто написал книгу),( нужно пройти к стойкам (стеллажам), где книги стоят по алфавиту), например, книги Носова - там, где буква Н ,   Драгунского, помогайте, - ... , Волкова - ... . Напоминаю: для этого надо обязательно знать фамилию автора книги.
Еще книги могут быть расположены по темам. Здесь - книги о живой природе, там - сказки, здесь - приключения, тут - эн¬циклопедии.
2)    Экскурсия двух групп учащихся в сопровождении учителя и библиотекаря. Выполнение заданий. (Общение - только вполголоса. Время экскурсии не более 5-7 минут.)
3)    Выполнение заданий слайды 11- 14  ( можно, чтобы дети не толпились выбрать «библиотекарей» - 6 человек и предложить выполнить задание непосредственно в фонде, а второй группе «библиотекарей» найти информацию на выставке книг «Почемучкам».
4)     ВЫВОД:

■    В библиотеке много интересных книг, которые хотелось бы почитать (дети называют книги, которые их заинтересовали).
■    Кроме сказок и книг о природе в библиотеке есть книги и по другим темам (книги о детях, о войне, справочники и пр. -желательно увидеть тем как можно больше, в дальнейшем это понадобится для тематической сортировки книг).
■    Чтобы быстро найти нужную книгу, лучше всего помнить ее автора и название. (Примечание: при формулировании информационного запроса библиотекарю надо ПРЕЖДЕ ВСЕГО называть фамилию автора. Значит, и в читательском дневнике, и в каталожной карточке ФАМИЛИЯ АВТОРА ДОЛЖНА СТОЯТЬ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ.)
4. Ролевая игра «В библиотеке»  ( если останется время)(5 мин.)
Выбираются «библиотекари» - 1-2 мальчика и 1-2 девочки. Они садятся за стол библиотекаря. Остальные дети формулируют информационный запрос библиотекарю.
Например:
-    Дайте мне, пожалуйста, книгу Николая Носова «Огородники». ИЛИ:
-    Я хотел бы почитать... ИЛИ:
-    Нет ли у вас...
6.Итог урока (3 мин.) - может быть подведен и в классе во
время следующего урока чтения.
1)    Чтобы сформулировать правильно информационный за¬прос в библиотеке (проще говоря, чтобы спросить у библиотекаря нужную книгу), надо назвать фамилию автора и название книги либо, если вы не знаете книг на нужную для вас тему, правильно назвать ТЕМУ и попросить библиотекаря показать вам книги на эту тему.
2)    Задание всем: дома попробовать расположить свои детские книги по алфавиту, по фамилиям авторов либо по темам - как вам больше понравилось. (См. образец - спецфонд, который переделали по своему желанию «библиотекари».)
3)    Кто хочет помочь учителю подготовиться к следующей теме библиотечного урока? Даются индивидуальные задания наиболее активным читателям. (Подготовка мини-сообщений на заданную тему). Темы по желанию учителя можно заменить своими, но не брать темы другого класса - не хватит литературы в библиотеке.
Примеры заданий:
3 класс
4)    Попросить в библиотеке на абонементе 2-3 книги про удивительных животных Южного полюса Земли. Показать эти книги детям, сделать короткое сообщение в классе.
5)    Попросить в библиотеке на абонементе 2-3 книги про необычные растения тропических лесов. Показать эти книги детям, сделать короткое сообщение в классе.
6)    Попросить в библиотеке на абонементе 2-3 книги про удивительных животных северных морей. Показать эти книги детям, сделать короткое сообщение в классе.
7)    Попросить в библиотеке на абонементе 2-3 книги про необычные растения, живущие на морском дне. Показать эти книги детям, сделать короткое сообщение и классе.

Источник информации: Соколова Т. Е. Информационно-поисковые умения. Библиотечные уроки и начальной школе: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. Cамара Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федором 2008. — 64 с. — (Информационная культура младшего школьника; Вып. 2).

Комментариев нет:

Отправить комментарий