Перенос города


Второе рождение города произошло в 1950 году, когда Ставрополь стал центром строительства Волжской ГЭС. 21 августа 1950 года было опубликовано постановление Совета Министров СССР о строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции.
Фасад дома 97 по ул. Комсомольской В город Ставрополь-на-Волге стали прибывать строители. В двухэтажном здании бывшего купеческого лабаза расположился штаб во главе с начальником Куйбышевгидростроя Комзиным И.В. Границы города стали очень быстро расширяться. На месте деревни Кунеевки, в 10 километрах к востоку от старого города, строители решили создать рабочий посёлок и назвали его Комсомольском-на-Волге. Уже к осени 1950 года здесь были построены первые щитовые дома. В 4 километрах к юго-западу от Комсомольска начал строиться посёлок Шлюзовой. Вблизи старого города, на возвышенности левого берега, которое не могло затопить будущее море, был заложен посёлок Портовый. Все эти посёлки стали частью строящегося нового Ставрополя. Осенью 1950 года в лесу проложено 15 километров трассы Ставрополь – Куйбышев.18 апреля 1951 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ о преобразовании города Ставрополя Ставропольского района в город областного подчинения.30 ноября 1951 года первый поезд прибыл из Куйбышева на станцию Жигулёвское море. Таким образом, Ставрополь, стоявший в стороне от железнодорожных путей, получил выход на железнодорожные магистрали страны.Городу предстояло «переехать» на новое место – ровную как стол площадку, начинавшуюся сразу за Ставропольской лесной дачей. С двух сторон, с юга и запада, она окаймлена лесом. В юго-западной части этой площадке началось строительство Соцгородка – посёлка, положившего начало новому Ставрополю. Одновременно с этим приступили к переносу домов со «дна моря». Деревянные дома разбирались и перевозились на машинах. Каменные здания также разбирались, но некоторые из них были взорваны.
 Всего было перенесено 2540 строений. Летом 1955 года перенос был закончен. От старого города осталась только городская больница, которая была расположена выше других зданий, почти у самого Портпосёлка. Здание больницы сохранилось и до наших дней.
В северо-восточной части города возник жилой квартал. За этим кварталом началась разбивка площадок для будущих заводов. 20-25 километров – стала протяжённость городских автобусных маршрутов. Открылось автобусное сообщение через плотину между Ставрополем и Жигулёвском. На окраине города строились цехи заводов «Волгоцемтяхмаш», синтетического каучука, электротехнического. Вводились в эксплуатацию заводы сборного железобетона и другие строительные предприятия, которые должны были обеспечить строительство жилого и промышленного комплексов.В декабре 1955 года первый агрегат Куйбышевской гидростанции дал ток. В 1957 году ГЭС вступила в действие на полную мощность. Здание ГЭС – это здание станции оригинальной конструкции, высотой от подошвы до кровли 80 метров и длиной около 700 метров. Весь комплекс железобетонных гидросооружений великолепно вписался в панораму Жигулей.За период с 1958 по 1965 года Куйбышевгидростроем сдано в эксплуатацию 303 промышленных объекта. Самые крупные из них – заводы синтетического каучука, «Волгоцеммаш», химический, электротехнический, азотнотуковый, ремонтно-механический, «Электрощит», Тольяттинская ТЭЦ и другие. Куйбышевгидрострой также построил Тольяттинский кирпичный завод и Тольяттинский речной порт

2 комментария:

  1. Татьяна Фокина25 апреля 2012 г. в 05:09

    Молодец! Елена Петровна! Материал о нашем городе очень актуален, особенно накануне празднования 275 летия Тольятти.

    ОтветитьУдалить
  2. Получите Сердечную награду!Об условиях акции. Реклама блогов с количеством постоянных читателей меньше 200, чтобы о них узнало как можно больше людей. Раздать данную награду нужно 6 блогам. И оповестить награжденных в комментариях.

    ОтветитьУдалить